Превью авиасимулятора «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию»

Обзор написан на основе пресс-версии специально для Gamer.ru

С момента выхода легендарной игры «Ил-2 Штурмовик» прошло почти десять лет. За это время было выпущено несколько полноценных продолжений и адд-онов, проект расширился за счет Западного и Тихоокеанского ТВД, но принципиально ничего не менялось. С какого-то момента данная ситуация перестала устраивать как фанатское сообщество, так и издателя.

Первые упоминания о начале разработки «Битвы за Британию» на совершенно новом движке появились несколько лет назад, однако до прилавков магазинов игра доберется только в конце марта этого года. Почему команде 1С:Maddox Games потребовался столь длительный срок, и что из всего этого получилось, я постараюсь рассказать в данном обзоре.

Берег Англии

Небольшая историческая справка

Битва за Британию. Одно их величайших воздушных сражений Второй мировой войны, длившееся с июля по октябрь 1940 г. и впервые выведшее на первый план противостояние авиации и сил ПВО. От исхода схватки между Королевскими ВВС и гитлеровскими Люфтваффе зависела судьба целой нации и, по большому счету, исход всей войны на Западе. В тяжелейших боях, малочисленным английским истребителям удалось отразить авиаудары по военно-экономическим объектами страны и сорвать подготовку к десантной операции «Зеелёве» (высадке группы армий «А» на Британские острова). Недаром, по окончании этой битвы премьер-министр Великобритании У.Черчилль заявил: «Никогда еще в истории человеческих конфликтов не было случая, когда столь многие были бы так обязаны столь немногим».

Разумеется, что такое важное и интересное историческое событие не могло пройти мимо игровой индустрии, авиасимуляторы на эту тему появлялись довольно часто. Теперь настало время сказать свое веское слово и команде Олега Медокса.

Знаменитые Ju-87 Stuka

Долгий путь к Ла-Маншу

За создание «Битвы за Британию» (БзБ) разработчики взялись довольно давно. Уже в 2003 году были готовы первые модели, и продумывалась общая концепция. Однако необходимость поддерживать развитие серии «Ил-2 Штурмовик» выпуском различных адд-онов и новых продуктов («Забытые сражения», «Перл-Харбор», «1946») все время оттягивала начало полноценной работы. В результате, полностью переключить внимание на новый симулятор удалось только 4 года назад. С тех пор неоднократно переносилась дата релиза, менялись планы и варианты названия, а сам проект оказался несколько сложнее, чем это предполагалось изначально. Итак, начинаем изучение игры.

«Хейнкели» прорываются к Лондону

Интерфейс

На рецензию мне попала пресс-версия, это еще не финальная, но вполне стабильная сборка. Сразу хочу сказать, что БзБ не имеет ничего общего с предыдущими играми серии, их объединяет лишь префикс «Ил-2 Штурмовик», та же команда и скрупулезный подход к воссозданию событий прошлого. Движок, AI, 3D-модели и интерфейс – все сделано заново.

Главное меню

Игра встречает нас стильным и темным экраном основного меню. Первым делом идем в настройки. Если вы не следили за ходом разработки и не видели выкладываемых ранее скриншотов, то вас ожидает приятный сюрприз. Пункт Пилот, как в заправской RPG, позволяет до мельчайших деталей настроить внешний вид вашего альтер-эго, поменяв буквально все: тип комбинезона, шлема, очков, штанов, ботинок и т.д. Думаю не нужно лишний раз упоминать о том, что все детали летной униформы полностью соответствуют их реальным образцам 1940 г.

Настройка самолетов более традиционна, однако и здесь нас ждет несколько важных новшеств. Во-первых, теперь можно указывать степень «старения» планера, причем как визуально (потертости, сколы), так и физически, что отразится на поведении машины в воздухе. Во-вторых, в управлении вооружением появилась возможность установить горизонтальное и вертикальное сведение, а также тип патронной или пушечной ленты для каждого ствола! К примеру, у «Спитфайра» Mk.I, имеющего восемь «браунингов» калибра 7,69 мм, с каждым из пулеметов теперь можно повозиться отдельно.

Экран Реализм позволяет выбрать сложность летной модели и управления винтомоторной группой, влияние физических и атмосферных эффектов, объем выводимой информации и т.д. Тут все привычно и понятно, вы можете максимально детально подстроить игру под свой уровень подготовки. Интересно, что даже на самых легких настройках «Битва за Британию» не превращается в простую аркаду.

Пункты Видео и Аудио также не вызывают вопросов, единственное, что мне не хватило – это возможности установки уровня анизотропной фильтрации (приходится лезть в свойства видеодрайвера), версии шейдеров и DirectX. Не исключено, что в данной сборке переключение последних двух параметров просто заблокировано.

Настройки Управления скрывают в себе десятки разнообразных экранов, позволяющих назначить все необходимые команды для клавиатуры и джойстика. Кстати, о последнем. При желании, конечно можно выкрутить сложность так, что летать получится и с клавиш, но джойстик все-таки желательно прикупить, хотя бы самый простой. Кстати, мой Saitek X52 почему-то не подхватился автоматически, и оси пришлось выставлять вручную.

Экраны настроек

Самый натуральный стервятник Геринга

Настройки самолета

Настройки вооружения

Настройки сложности

Настройки графики

Предполетная подготовка

В одиночной части нас ожидают четыре различных режима – это Обучение, Быстрый редактор, Отдельные задания и Кампания. Рассмотрим их подробнее.

Если раньше вы никогда не играли в авиасимуляторы или просто хотите восстановить навыки, то специально для вас подготовлен небольшой тренировочный курс. Начинается он с полетов на «Тайгер Моте» (аналог советского По-2/У-2), где под пристальным контролем инструктора вы быстро научитесь взлетать, управлять машиной в воздухе и совершать посадку. В конце вас выпустят в самостоятельный полет на «Харрикейне». А вот совершенствоваться дальше придется уже самостоятельно.

Идеальным для этого станет режим Быстрого редактора. Здесь можно выбрать себе самолет, различные виды заданий и ситуаций, установить время, погоду и состав групп. По сравнению с прошлыми играми, редактор стал более простым и наглядным, но при этом пропала возможность детальной настройки каждого отдельного звена, теперь можно указать только общее количество и тип машин.

Кстати, пора бы уже перечислить доступные для управления самолеты, итак:

Королевские ВВС: Tiger Moth, Spitfire Mk.I/Mk.Ia/Mk.IIa, Hurricane Mk.I/Mk.I dH5-20 и Blenheim Mk.IV

Люфтваффе: Bf-109E-3/E-3B, Bf-110C-4/C-7, Ju-88A-1, He-111H-2/P-2 и Ju-87B-2

ВВС Италии: Fiat G.50 и Fiat BR.20M

Бонус: Су-26М

Плюс еще полтора десятка других машин, управляемых компьютером. На первый взгляд может показаться не так уж и много, но давайте вспомним самый первый «Ил-2 Штурмовик», вышедший в 2001 году и имевший примерно такое же количество самолетов. К настоящему моменту их насчитывается уже больше двух сотен, так что у БзБ все еще впереди.

В Отдельные задания включено несколько разнотипных миссий, очень надеюсь, что к релизу их количество возрастет, и хотя бы некоторые из них будут начинаться на аэродроме.

Режим Кампания представлен двумя длинными статическим карьерами за Королевские ВВС и Люфтваффе, охватывающих период с июля по октябрь 1940 года. Кампания за англичан позволяет полетать на «Харрикейнах» и «Спитфайрах», за немцев – на Bf-109, Bf-110 и Ju-87. Миссии основаны на реальных исторических событиях, что дает возможность буквально по дням реконструировать ход всего сражения. От скучных динамических кампаний на этот раз разработчики благоразумно отказались.

Стартуют «Спитфайры»

Несколько удивило, что в первых же вылетах вас кидают в самую гущу боя и ставят относительно сложные задачи (хотя это и создает определенный эффект). В предыдущих играх серии было принято начинать с заданий типа перебазирования части на новую площадку или прибытия молодых пилотов на аэродром, облета района боевых действий, разведки и только потом уже постепенно сталкивать игрока с противником.

Напоследок немного коснусь Полного редактора. Внешне практически ничего не изменилось, что позволяет сразу же начать работу. К примеру, большая часть скриншотов для этой статьи была сделана с его помощью. Добавились новые клавиатурные команды, опции и другие удобства. А вот возможность настройки маршрутов и объектов расширилась настолько, что я невольно пришел в восторг. Реализовано почти все, чего так не хватало ранее. Думаю, что уже через пару недель после релиза игровое сообщество начнет радовать нас самодельными миссиями и кампаниями.

Экраны меню одиночной части

Курс обучения

Быстрый редактор

Одиночные миссии

Статические кампании

В воздухе

Настало время рассказать о самих полетах. Как и ожидалось, конфигурация моего компьютера (приведена в конце статьи) не позволила летать с максимальным качеством, выдавая всего несколько кадров в секунду. Графику пришлось сбросить до средних значений, но это не помешало получить первые и положительные впечатления от игры. Разумеется, все это касается исключительно основного района боевых действий, представляющего собой огромную территорию северного и южного побережья Ла-Манша. На небольших онлайновых картах все прекрасно работало с максимальными настройками, выдавая от 40 до 70 fps.

«Энсонам» лучше держаться пониже

Революции, конечно же, не произошло, скорее тут можно говорить об очень серьезной эволюции. Высокодетализированные модели самолетов, наземной техники, кораблей и строений, объемные облака, сверкающая поверхность воды, крутые береговые обрывы и холмистая местность создают невероятно правдоподобную картинку. По проливу бегут трехмерные волны, земля расчерчена бесчисленными лоскутами полей, плавно изгибающихся дорог и рек, остекление кокпитов блестит на солнце, видны тысячи отдельно стоящих домов и деревьев.

За штурвалом суровые итальянские мужчины

Кабины самолетов и рабочие места экипажа заслуживают отдельного комплимента. На текущий момент, пожалуй, это лучшая реализация в жанре. Когда во время активных маневров по приборной доске и стеклам начинают пробегать тени от переплета фонаря, развороты на солнце слепят, мимо проносятся дымные трассеры, а пролет через облака вызывает обледенение, грань между реальностью и картинкой на мониторе практически стирается. Отличный результат!

Прикрываем конвой

А вот над крупными городами толком полетать так и не удалось – сказалась нехватка ОЗУ. По заявлениям разработчиков желательно иметь хотя бы 4 Гб. Также, хотелось бы отметить еще один момент: поверхность земли показалась мне слишком яркой и контрастной.

Одна из новинок – возможность выводить в любое место экрана полупрозрачные окна с необходимой информацией, как в текстовом, так и в аналоговом виде. Неплохая идея, но мне она показалась немного несовпадающей с общим стилем игры. Я предпочел считывать данные с приборов в кабине, иногда вызывая окно с картой.

Волки и овцы

Летная модель и физика усложнились, но не настолько, чтобы пришлось переучиваться с нуля. Машины ведут себя более инертно, чувствуется вес, иначе сделан отклик на управляющие воздействия. Самым неповоротливым оказался германский He-111, мне хватило всего одного вылета на этом чудовище, чтобы испытать всю полноту ощущений. Довольно требовательны к себе и британские «Спитфайры», а вот знаменитый «стодевятый» (Bf-109E-3) я освоил относительно быстро, хотя думал, что все будет наоборот.

Британские бегемоты

Усложнились взлет и посадка: самолет может начать раскачиваться по крену, его сильно ведет в сторону, крайне осторожно нужно пользоваться колесными тормозами – и все это на относительно ровных травяных аэродромах. Больше всего неудачных попыток старта пришлось на Bf-110. Попытка подруливания тормозами, пока рули еще не эффективны из-за малой скорости – капотирование, неаккуратная работа ручкой при отрыве хвостового колеса – капотирование. В итоге, я разбил столько двухмоторных «Мессершмиттов», что вправе был ожидать награды от британского командования за успешную диверсионную деятельность.

На бетонных полосах проблем несколько меньше, впрочем, как и самих полос. А самая нетривиальная задача - посадка в поле. Теперь затруднительно найти даже просто ровное место, чтобы приземлиться хотя бы на «брюхо».

Я все-таки смог сесть в поле…

Субъективно, несколько изменилась и штурмовка наземных целей. Глазу, среди пестрой и детальной поверхности, довольно сложно зацепиться за объект, земля несется навстречу слишком быстро, а сброс газа приводит к просадке на пикировании. В итоге, на прицеливание и ведение огня остаются буквально доли секунды, иначе не хватит высоты на выход из атаки. Теперь это стало гораздо больше похоже на кинохронику и описания из мемуаров.

Упс! Кажется взорвался котел…

К примеру, чтобы сделать вот этот скриншот со взорвавшимся паровозом, я выставил в полном редакторе маршрут для Bf-109E-3B, выбрал из большого списка понравившийся мне английский ж/д состав и запустил миссию. Казалось бы, что может быть проще – спикировать и атаковать поезд, движущийся по прямой? Как бы ни так! Во-первых, железнодорожное полотно с обеих сторон теперь плотно обсажено деревьями, затрудняющими прицеливание и стрельбу. Во-вторых, состав идет довольно шустро, а дым из котла паровоза закрывает собой практически все вагоны и платформы. Атакуя с боковых и задних ракурсов, приходится целиться наугад, в белое облако. Заходить в лоб тоже неудобно – слишком большая скорость сближения, но хоть немного виден сам паровоз. В итоге, с третьего раза все получилось, но я сильно пожалел, что сразу не подвесил 250-кг бомбу.

Этому «Дефианту» повезло, он смог уйти

Звуковое сопровождение вполне на уровне, но, насколько мне известно, это еще не финальный вариант, к тому же в данной версии отключены радиопереговоры, поэтому я пока воздержусь от каких-либо оценок.

А вот этому нет…

Так же непросто описать и поведение AI, для этого требуется гораздо больше времени на тестирование. В целом боты стали «умнее», атакующие и оборонительные маневры изменились и усложнились. Мне понравилось.

Стрелки на многоместных самолетах больше не демонстрируют снайперские качества на предельных дистанциях, и, если нагло не висеть на шести часах у строя бомбардировщиков, их огонь беспокоит не сильно. Раньше, при создании миссий, чтобы хоть как-то снизить их эффективность, приходилось менять уровень подготовки всего экипажа.

На последнем развороте

Заходим на посадку

Я намерено оставил за рамками превью подробное описание полного редактора, мультиплеера (до 128 человек одновременно) и некоторых других моментов, об этом лучше поговорить уже после релиза. В целом, если закрыть глаза на ряд мелких шероховатостей, «Ил-2 Штурмовик: Битва за Британию» уже сейчас отлично выглядит и интересно играется, постоянно заставляя к себе возвращаться, чтобы, например, проверить какую-нибудь новую тактическую схему. А это хороший признак. Нет сомнений, что со временем игра обрастет огромным количеством адд-онов и пользовательских модификаций. Осталось только дождаться релиза 25 марта и убедиться во всем самим.

Они улетели, но обещали вернуться

Пресс-версия запускалась на следующей конфигурации:

Процессор:Core 2 Duo E8600@3.33 GHz

Память: 2 GB DDR2 PC2-8500

Видеокарта: GeForce GTX460 1GB

Звуковая карта: SB Creative X-Fi

ОС: Win 7 Professional

Официальные системные требования

Автор: Александр «BlackSix» Тимошков